Новости

 

 02.02.2018

В ЕАЭС приняты изменения в технический регламент на молоко и молочную продукцию

15 июля 2018 года на территории Евразийского экономического союза вступает в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10 ноября 2017 г. № 102 «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013)».

Данные изменения касаются требований к маркировке молокосодержащих продуктов, правил размещения информации на этикетке, а также использования понятий, характеризующих особенности сырьевого состава продукта в наименованиях молокосодержащих продуктов и молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира.

 

30.01.2018

Могилевская областная  инспекция Госстандарта рассмотрела итоги работы за 2017 год

30.01.2018 Могилевская областная инспекция Госстандарта провела совещание по итогам работы за 2017 год.

На совещании принял участие заместитель начальника первого отдела 11 управления (по Могилевской области) Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД РБ — подполковник милиции Лукашевич И.В. В своем докладе отметил, что в последнее время правоохранительными органами выявляются факты коррупционных проявлений со стороны руководителй государственных органов. Разъяснены некоторые нормы Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» по  недопущению фактов нарушения антикоррупционного законодательства сотрудникам Инспекции.

В ходе совещания Могилевской областной инспекции Госстандарта было отмечено, что ее деятельность в прошлом году была направлена на защиту внутреннего рынка от опасной и некачественной продукции.

В ходе надзорных мероприятий — проверок плановых, внеплановых и мониторингов Инспекцией проверено 4183 наименований продукции (из них с нарушениями — 76%), в том числе 3567 наименований импортной продукции (с нарушениями — 78%). Выдано 53 полных запрета на реализацию всей продукции, запрещено 830 партий продукции на сумму
566,9 тысяч рублей; 36 предписаний об организации возврата и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей ТНПА по безопасности
42 наименований продукции; 50 предписаний о запрете ввоза и обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь 71 наименования продукции; 43 предписания о прекращении действия на территории Республики Беларусь 54 документов об оценке соответствия Таможенного союза;
663 предписаний (рекомендаций) об устранении нарушений требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования, стандартизации, обязательной оценки соответствия, требований законодательства об обеспечении единства измерений. По материалам проверок за 2017 год составлено 619 протоколов об административных правонарушениях, размер административных взысканий составил на общую сумму 82 тысяч рублей.

Могилевская областная инспекция Госстандарта продолжит надзорные мероприятия, направленные на защиту рынка от опасной и недоброкачественной продукции по основным группам товаров, активизирует работу в направлении профилактики и упреждения правонарушений, продолжит работу по информированию субъектов (через СМИ, интернет) о типичных нарушениях, выявляемых при проверках.

 

23.01.2018

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ), которые предусматривают смещение акцента в деятельности контролеров на профилактическую работу. Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:
•    выборочные проверки;
•    внеплановые проверки;
•    мероприятия технического (технологического, поверочного) характера;
•    меры профилактического и предупредительного характера.
Одной из мер профилактического и предупредительного характера является мониторинг.
Мониторинг проводится надзорными органами Госстандарта без использования полномочий, предоставленных им и их должностным лицам для проведения проверок. Следовательно, не требуется оформлять предписание, вносить сведения в книгу учета проверок, заблаговременно ставить в известность субъект мониторинга о проведении мониторинга, а при отсутствии нарушений — знакомить субъект мониторинга с результатами проведенного мониторинга.
В связи с тем, что мониторинг – это особая форма контроля, должностные лица надзорных органов Госстандарта вправе:
•     входить на территорию (объекты) субъекта, которые являются общедоступными (магазины, рынки, выставки и т.п.). В то же время вход на иные территорию (объекты) возможен с согласия субъекта мониторинга при предъявлении задания на проведение мониторинга, а также служебного удостоверения;
•      использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора);
•      в установленном законодательством порядке выносить предписание о запрете реализации товаров (работ, услуг), если выявлены нарушения законодательства, создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, с указанием срока приостановления (запрета) такой деятельности и срока информирования надзорного органа Госстандарта об устранении нарушений. Данное требование (предписание) выносится в день выявления нарушений, вручается немедленно либо направляется заказным письмом с уведомлением о получении не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений, субъекту мониторинга (его представителю);
•      вручать субъекту под роспись в ходе мониторинга или направлять заказным письмом с уведомлением в течение 2 рабочих дней с момента окончания мониторинга рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), не создающих угрозы национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде. Такие рекомендации направляются по последнему известному надзорному органу Госстандарта месту нахождения (месту жительства) субъекта;
•     в случае повторного выявления нарушений (недостатков), установленные в ходе предыдущего мониторинга, то в отношении такого субъекта применяются меры ответственности без направления рекомендаций по устранению выявленных нарушений (недостатков).
Субъект мониторинга вправе:
•    отказать в доступе на территорию (объекты) субъекта, не являющиеся общедоступными;
•     добровольно устранить выявленные в ходе мониторинга нарушения (недостатки) и проинформировать об этом надзорный орган Госстандарта в сроки, установленные в рекомендациях надзорного органа Госстандарта;
•     обжаловать рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), предписание о запрете реализации товаров (работ, услуг), действие (бездействие) должностных лиц надзорных органов Госстандарта, проводящих мониторинг.
Субъект мониторинга обязан:
•    выполнять предписание о запрете реализации товаров (работ, услуг);
•     письменно сообщать надзорному органу Госстандарта, вынесшему предписание о запрете реализации товаров (работ, услуг), об устранении нарушений, повлекших такой запрет.
По результатам мониторинга должностным лицом надзорного органа Госстандарта оформляется аналитическая записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого надзорного органа Госстандарта вправе принять одно из следующих решений:
— учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствий требованиям законодательства в деятельности субъекта;
— направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если таковые были обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились. Данные рекомендации направляются субъекту мониторинга заказным письмом с уведомлением в течение двух рабочих дней с момента принятия решения об их направлении;
— применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков) установленных в ходе предыдущего мониторинга.
При неустранении субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) может быть назначена внеплановая проверка в соответствии с подпунктом 12.2 пункта 12 Указа, а руководитель (его заместитель) территориального надзорного органа Госстандарта вправе внести уполномоченному должностному лицу предложение о назначении внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 12.2  пункта 12 Указа.

18.01.2018

Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376) внесены многочисленные изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), которые вступили в силу с 1 января 2018 г.
В частности, Указом № 376 ограничены основания для назначения проверок. С 1 января 2018 г. предусмотрен уход от системы плановых проверок, вместо которых, начиная с 1 января 2019 г., будут осуществляться выборочные проверки (она назначается с учетом критериев оценки степени риска и на основании имеющейся в распоряжении контролирующего органа информации, в том числе представленная проверяемым субъектом по чек-листу). При этом данные проверки будут проводиться значительно реже – один раз в три года вместо ежегодных проверок по Указу № 510.
Ужесточены требования к назначению внеплановых проверок. Для выхода на проверку того или иного субъекта нужны серьезные основания, которые будут подтверждены документально. Изучению подлежат только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, послужившие основанием для назначения внеплановой проверки.
Указом № 376 сокращено количество контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510.  Так, из сферы действия исключен ведомственный контроль.
Указ № 376 предусматривает смещение акцента в деятельности контрольных (надзорных) органов с проверки на профилактику. В связи с чем контролирующим и надзорным органам следует более активно работать в направлении профилактики и упреждения правонарушений, разъяснений требования правовых актов, информирования о типичных нарушениях, чтобы субъекты хозяйствования их не допускали впредь.     Кроме того,  с принятием Указа № 376 возросла ответственность должностных лиц контролирующих и надзорных органов при организации и проведении проверки за допущенные грубые нарушения (это — нарушение срока проведения проверки; невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок; отсутствие оснований назначения проверки; проверка вопросов, не относящихся к компетенции органа, проводящего проверку; требование документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании; непредставление субъекту хозяйствования в установленный срок итогового документа по результатам проверки; отбор проб и образцов в количестве, превышающем установленные законодательством нормы, необходимые для проведения исследований, испытаний, экспертиз и технических освидетельствований). За грубые нарушения при организации и проведении проверок предусмотрена административная ответственность проверяющих, а за необоснованное назначение проверок с использованием служебных полномочий или личной заинтересованности – уголовная ответственность.

 

12.10.2017

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Ежегодно 14 октября мировая общественность отмечает Всемирный день стандартов, праздник, призванный обратить внимание людей на важность деятельности, связанной с созданием единых стандартов, и отдать заслуженную дань уважения совместным усилиям десятков тысяч специалистов, посвятивших свою жизнь и профессиональное мастерство ответственной и необходимой работе. Именно в этот день в 1946 году в Лондоне открылась конференция национальных организаций по стандартизации и была учреждена Международная организация по стандартизации (ISO), а с 1970 года он отмечается как Всемирный день стандартизации.

Стандартизация имеет огромное значение для развития экономики и социальной сферы любой страны, содействуя выпуску безопасной и качественной продукции, повышению ее технического уровня и конкурентоспособности, экономии ресурсов, устранению технических барьеров в торговле. Соответствие продукции или услуги требованиям стандарта обеспечивает их безопасность и качество, а, следовательно, вызывает доверие в глобальном масштабе.

Девиз Всемирного дня стандартов-2017– Стандарты делают города умнее.

Достаточность свежей воды, доступность экологически чистой энергии, возможность эффективно перемещаться из одного пункта в другой, ощущение безопасности и защищенности – обязательные составляющие современных конкурентоспособных городов с высоким качеством жизни.

Создать «умный город» чрезвычайно сложно. Каждый город ставит свои задачи, требующие комплексного подхода. Однако существует общий знаменатель, значительно упрощающий их решение.

Международные стандарты способствуют разработке индивидуальных решений, которые могут быть адаптированы к определенным условиям конкретного города. Они содержат знания экспертов и практический опыт и являются важными помощниками в обеспечении качества и высоких характеристик продукции и услуг. Кроме того, они гарантируют совместимость технологий и помогают потребителям сравнивать и выбирать лучшие предложения.

Стандарты также открывают возможность широкого выбора продукции и услуг. Они помогают развитию инноваций и усилению конкуренции. В системном подходе они позволяют интегрировать конструкции или инженерные решения различных поставщиков.

Международные стандарты делают безопасным и слаженным функционирование города на всех уровнях. Они содержат требования, позволяющие реально выполнять принципы доступности электроэнергии и многих устройств и систем, использующих электричество и содержащих электронные компоненты. Кроме того, стандарты поддерживают информационные и коммуникационные технологии сбора, обмена и анализа данных, а также обеспечения безопасности информации. Наконец, что не менее важно, они аккумулируют руководство по всем аспектам жизни города, включая строительство энергоэффективных зданий, развитие разумной транспортной системы, улучшение системы обработки отходов, создание социально и экологически ответственных сообществ и др.

Используя стандарты, мы можем шаг за шагом сделать наши города умнее, а отдельные элементы «умных городов» образуют единое целое.

Приятно сознавать, что международные стандарты помогают поддерживать планомерное и интегрированное развитие концепции «Умный город».

 

 

11.04.2017

Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко 24 октября 2016 г. подписаны Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» (новая редакция) и Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». Новые законодательные акты вступят в силу с 30 июля 2017 г.

Предпосылками к пересмотру действующего в стране законодательства в сфере технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия явились введение норм Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и накопленная на протяжении более чем 10 лет правоприменительная практика.

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» претерпел существенную трансформацию: введены как новые термины, так и уточнены некоторые из уже применяемых, установлены категории технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь (ТНПА).

Помимо технических регламентов Республики Беларусь, технических кодексов установившейся практики (ТКП), государственных стандартов, технических условий и стандартов организаций, к ним теперь относятся и общегосударственные классификаторы.

Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также иные документы в сфере технического нормирования и стандартизации (директивы, решения, своды правил, правила и т. д.) — это документы в области технического нормирования и стандартизации, не являющиеся ТНПА Республики Беларусь.

Технические регламенты Таможенного союза (ЕАЭС) — это особая категория документов, которые не являются ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, — это самостоятельные источники правового регулирования отношений в сфере технического нормирования и стандартизации на территории Республики Беларусь. Они составляют право ЕАЭС и не требуют введения в национальное законодательство. Эти документы обязательны, действуют в нашей стране, как и в других государствах — членах ЕАЭС, напрямую.

В части применения обязательными, как и прежде, являются технические регламенты Республики Беларусь и добавлены общегосударственные классификаторы.

Ко всем другим категориям ТНПА применяется принцип добровольности в качестве общего правила. Установлено только несколько конкретных случаев, когда они становятся обязательными.

Новая редакция закона существенно ограничивает круг вопросов, регулируемых ТКП. ТКП разрабатываются только в целях реализации требований технических регламентов Республики Беларусь и (или) упорядочения процессов разработки, производства.

Закон «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»  существенно дополняет цели оценки соответствия: предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции, работ и услуг относительно их назначения, качества и безопасности; обеспечение научно-технологической, информационной и военной безопасности.

Обязательному подтверждению соответствия продукция, услуга, компетентность персонала могут подлежать при наличии следующих оснований: на них действуют технические регламенты, в которых предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, либо оно введено с целью принятия оперативных мер регулирования.

Новый закон существенно расширяет круг документов, на соответствие которым может проводиться оценка соответствия. Кроме технических регламентов и государственных стандартов, ими могут быть технические условия, международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также внешнеторговые договоры. Такой подход позволит расширить правовое поле для добровольной сертификации, содействия экспортным поставкам отечественной продукции.

С учетом норм Договора о ЕАЭС, технических регламентов Республики Беларусь и ЕАЭС к таким формам оценки соответствия, как сертификация и декларирование соответствия, добавлены испытания, которые могут применяться как самостоятельно, так и в составе сертификации или декларирования соответствия.

Аккредитация органов по оценке соответствия выделена из состава оценки соответствия.

Новый закон сокращает 9 административных процедур. Вместо продления срока действия документов предусмотрен институт повторной сертификации и аккредитации, которые при условии отсутствия нарушений и обоснованных претензий к субъекту будут более простыми.

Блоги Москвы Сайт Москвы Гид г. Москва