«О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»
- 18 января 2018
Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376) внесены многочисленные изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), которые вступили в силу с 1 января 2018 г.
В частности, Указом № 376 ограничены основания для назначения проверок. С 1 января 2018 г. предусмотрен уход от системы плановых проверок, вместо которых, начиная с 1 января 2019 г., будут осуществляться выборочные проверки (она назначается с учетом критериев оценки степени риска и на основании имеющейся в распоряжении контролирующего органа информации, в том числе представленная проверяемым субъектом по чек-листу). При этом данные проверки будут проводиться значительно реже — один раз в три года вместо ежегодных проверок по Указу № 510.
Ужесточены требования к назначению внеплановых проверок. Для выхода на проверку того или иного субъекта нужны серьезные основания, которые будут подтверждены документально. Изучению подлежат только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, послужившие основанием для назначения внеплановой проверки.
Указом № 376 сокращено количество контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510. Так, из сферы действия исключен ведомственный контроль.
Указ № 376 предусматривает смещение акцента в деятельности контрольных (надзорных) органов с проверки на профилактику. В связи с чем контролирующим и надзорным органам следует более активно работать в направлении профилактики и упреждения правонарушений, разъяснений требования правовых актов, информирования о типичных нарушениях, чтобы субъекты хозяйствования их не допускали впредь. Кроме того, с принятием Указа № 376 возросла ответственность должностных лиц контролирующих и надзорных органов при организации и проведении проверки за допущенные грубые нарушения (это — нарушение срока проведения проверки; невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок; отсутствие оснований назначения проверки; проверка вопросов, не относящихся к компетенции органа, проводящего проверку; требование документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании; непредставление субъекту хозяйствования в установленный срок итогового документа по результатам проверки; отбор проб и образцов в количестве, превышающем установленные законодательством нормы, необходимые для проведения исследований, испытаний, экспертиз и технических освидетельствований). За грубые нарушения при организации и проведении проверок предусмотрена административная ответственность проверяющих, а за необоснованное назначение проверок с использованием служебных полномочий или личной заинтересованности — уголовная ответственность.