Новые законодательные акты
- 11 апреля 2017
Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко 24 октября 2016 г. подписаны Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» (новая редакция) и Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». Новые законодательные акты вступят в силу с 30 июля 2017 г.
Предпосылками к пересмотру действующего в стране законодательства в сфере технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия явились введение норм Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и накопленная на протяжении более чем 10 лет правоприменительная практика.
Закон «О техническом нормировании и стандартизации» претерпел существенную трансформацию: введены как новые термины, так и уточнены некоторые из уже применяемых, установлены категории технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь (ТНПА).
Помимо технических регламентов Республики Беларусь, технических кодексов установившейся практики (ТКП), государственных стандартов, технических условий и стандартов организаций, к ним теперь относятся и общегосударственные классификаторы.
Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также иные документы в сфере технического нормирования и стандартизации (директивы, решения, своды правил, правила и т. д.) — это документы в области технического нормирования и стандартизации, не являющиеся ТНПА Республики Беларусь.
Технические регламенты Таможенного союза (ЕАЭС) — это особая категория документов, которые не являются ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, — это самостоятельные источники правового регулирования отношений в сфере технического нормирования и стандартизации на территории Республики Беларусь. Они составляют право ЕАЭС и не требуют введения в национальное законодательство. Эти документы обязательны, действуют в нашей стране, как и в других государствах — членах ЕАЭС, напрямую.
В части применения обязательными, как и прежде, являются технические регламенты Республики Беларусь и добавлены общегосударственные классификаторы.
Ко всем другим категориям ТНПА применяется принцип добровольности в качестве общего правила. Установлено только несколько конкретных случаев, когда они становятся обязательными.
Новая редакция закона существенно ограничивает круг вопросов, регулируемых ТКП. ТКП разрабатываются только в целях реализации требований технических регламентов Республики Беларусь и (или) упорядочения процессов разработки, производства.
Закон «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» существенно дополняет цели оценки соответствия: предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции, работ и услуг относительно их назначения, качества и безопасности; обеспечение научно-технологической, информационной и военной безопасности.
Обязательному подтверждению соответствия продукция, услуга, компетентность персонала могут подлежать при наличии следующих оснований: на них действуют технические регламенты, в которых предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, либо оно введено с целью принятия оперативных мер регулирования.
Новый закон существенно расширяет круг документов, на соответствие которым может проводиться оценка соответствия. Кроме технических регламентов и государственных стандартов, ими могут быть технические условия, международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также внешнеторговые договоры. Такой подход позволит расширить правовое поле для добровольной сертификации, содействия экспортным поставкам отечественной продукции.
С учетом норм Договора о ЕАЭС, технических регламентов Республики Беларусь и ЕАЭС к таким формам оценки соответствия, как сертификация и декларирование соответствия, добавлены испытания, которые могут применяться как самостоятельно, так и в составе сертификации или декларирования соответствия.
Аккредитация органов по оценке соответствия выделена из состава оценки соответствия.
Новый закон сокращает 9 административных процедур. Вместо продления срока действия документов предусмотрен институт повторной сертификации и аккредитации, которые при условии отсутствия нарушений и обоснованных претензий к субъекту будут более простыми.